Радуга

Дымковская игрушка

В центре "Радуга" г. Димитровграда выставка дымковской игрушки появилась после того, как с этими игрушками жители города познакомились в Научно-Концертном центре имени Славского.

История возникновения дымковской игрушки уходит вглубь веков. Название свое игрушка получила от заречной свободы Дымково, письменные упоминания о которой относятся к XVI веку. Сейчас Дымково - часть города Кирова (Вятки).

Дымка

А начиналось все с весенних праздников-ярмарок "Свистуньи" или "Свистопляски", ежегодно устраиваемых жителями Вятки. На них в огромных количествах продавались дешевые глиняные поделки: свистульки, куклы, шары. Их лепили жители слободы из глины, в изобилии залегающей на крестьянских огородах. Праздник отмечали три дня, и пока он длился, вся Вятка наполнялась звонким свистом.

Дымка

Сейчас праздник стал историей, но промысел изготовления дымковской игрушки сохранился и продолжил свое развитие, став в XX веке широко известным по всей России и за рубежом. Техника изготовления дымковской игрушки на первый взгляд проста. Мастерицы лепят вручную из местной глины, затем высушивают, обжигают. Затем игрушку белят и приступают к росписи красками, смешанными с яйцом. Для росписи мастерицы используют открытые, яркие цвета: желтый, оранжевый, синий и зеленый, красный. Орнаменты разнообразны, но просты, полны древней символики: круг, точки, косая клетка, овалы. Для большей привлекательности, праздничности образа применяется золотая поталь. С помощью росписи мастерицы дополняют и завершают пластический образ игрушки. Формы дымковской игрушки пришли из прошлого - нарядные барыни, кавалеры, кормилицы, водоноски. Также они лепили индюков, уток и коров, свиней, козликов, баранов и коней. Современные художники, работающие в дымковском промысле, стараются сохранять его многовековые традиции. Мастерство лепки и росписи передается непосредственно от мастера к мастеру. Внимательный зритель сразу выявит творческий почерк каждого мастера и в пластике, и в росписи, и в излюбленной цветовой гамме.

Дымка

В настоящее время в промысле работают около 40 мастериц, 30 из них являются членами Союза художников России. Четыре мастера - экспоненты выставки "Четыре русских солнца", бывшей в Димитровграде.

Лепка игрушки Ларисы Ушаковой узнается сразу по некрупным компактным формам. Ее сюжетные композиции посвящены в основном деревенским темам. В них много доброго юмора, остроумных деталей. Лариса Геннадьевна склонна к творческим экспериментам и пробам, но ее поиски только обогащают язык традиций.

В последнее время Любовь Коробицына работает над осмыслением литературной классики в формах народной игрушки. Мастерица ставит перед собой сложную задачу - создать узнаваемые и характерные образы гоголевских героев. Она смело включает стилизованное изображение архитектуры в свои композиции.

Галине Михалицыной близки сюжеты из обыденной жизни вятских женщин, их увлечений и забот: воспитание детей, хозяйственные хлопоты. Одной из первых она слепила композицию на религиозную тематику, которая увлекла и других художников. Палитра ее состоит из насыщенных, открытых цветов.

Дымка

Лалетина Анна вдохновлена городскими образами: она создает прогулки нарядных барынь с кавалерами и детьми, забавные уличные сцены. Особое внимание уделяет Анна лепному декору. Вечный праздник - это впечатление от игрушек Анны. Солнечными красками расцвечена дымковская игрушка наших мастериц. Древние солярные знаки запечатлены на юбках барынь, на боках коней, хвостах индюков. Ощущение рукотворного тепла исходит от каждого из произведений. Радостное возвращение в детство - цель работы вятских художниц.

"Четыре русских солнца" светят Вам!
Сергей Пчелинцев, искусствовед.