Французский классицизм

Классицизм — художественный стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Ценностью в классицизме обладает только лишь непреходящее, неподвластное времени.
Классицизм в XVII в. во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно и формировался и классицизм XVIII в., ставший общеевропейским стилем. Придавая огромное значение общественно-воспитательной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы, определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров от «высоких» (история, мифы, религия) до «низких» или «малых» (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанной в Париже Королевской академии живописи (1648). (Популярная художественная энциклопедия. «Советская энциклопедия», М., 1986)
Художественный идеал классицизма включал в себя в определённой мере элемент обращения к художественному опыту прошлого: эстетической нормой для классицизма было античное искусство и произведения ренессансной классики, преимущественно рафаэлевского круга.
Известно, что античное искусство провозглашалось нормой и для ренессансного искусства и для барокко, однако соотношение этой нормы с художественной практикой было принципиально иным, нежели в классицизме. Для мастеров Возрождения античное искусство оставалось, прежде всего, школой, стимулом к самостоятельному решению аналогичных задач в поисках единства жизненной полноты и высокого идеала, а вовсе не обязательно каноническим образцом.
Французский художник Никола Пуссен (1594-1665) считается одной из главных фигур в истории европейского искусства. Будучи весьма образованным человеком, он обладал обширными знаниями, как в философии, так и в литературе, близко интересовался теорией искусства и проблемами классицизма, от античности до Ренессанса.
Жизнь его складывалась нелегко, и он дважды тщетно пытался отправиться в Рим, чтобы погрузиться в мир античности, которую открыл ему итальянский поэт Джованни Батиста Марино. После пребывания в Венеции, где Пуссен познакомился с творчеством Тициана, он приехал, наконец, в Рим в 1624 г. и вскоре оказался буквально завален заказами. Он изучал с редким усердием античную скульптуру и архитектуру и, объединяя их с литературными познаниями, создал на этой основе идеальный образ прошлого и мир мифов. Стиль Пуссена складывался под влиянием двух «классических» эпох: античности и Ренессанса, но в равной степени под влиянием художников братьев Карраччи, Андреа Сакки и особенно Доменикино, работавших в Северной Италии, в Риме около 1600 г. Пуссен неотступно следовал классическим тенденциям эпохи, о чём свидетельствуют герои его картин, и особенно пейзажи, но привносил свою индивидуальную ноту героизма и идеализма. Его поздние картины полны величия и гармонии; так, во Временах года художник соединил пейзажные образы с ветхозаветными мотивами («Весна, или Рай земной», «Зима, или Потоп», 1660-1664).